08.07.2016

VISTALISPO

У меня сегодня вроде как гостевой пост. Вообще-то его писала я, но он не про маникюр, а про путешествие. Искать и находить дешевые билеты - это еще увлекательнее, чем выуживать редкие лаки; я никогда не знаю, куда меня занесет в следующий раз. Этим летом занесло в Португалию через Литву и Турцию. Под катом будет порядка 80 фотографий и очень много текста.

PROLOGUE
Португалия среди моего круга общения - это эдакая terra incognita: никто там не бывал, никто ничего не знал о ней. Думала ли я, что там, на краю мира, живут дивные звери и растут чудные растения? Конечно нет, и позже это оказалось полной неожиданностью. Но почему-то мне захотелось туда, причем совершенно на пустом месте; то ли фотографию какую оттуда увидела, то ли еще что... Это было ровно два года назад, и с тех пор я упорно мониторила билеты, а курс евро не менее упорно полз вверх, и в какой-то момент я уже распрощалась с этой идеей: мало того, что дешевле 200 евро не улететь, так еще и там тратить евро... А в марте звезды сошлись: Turkish Airlines начали агрессивную маркетинговую кампанию, выбросили на рынок копеечные перелеты по Европе, в том числе беспрецедентно дешевую Португалию (от 9000 рублей туда-обратно), а мне как раз выдали зарплату после почти полугодовой задержки. На том и порешили. Я без проблем выбрала билеты под отпускной график мужа, только был один странный момент: вылет из Вильнюса. Да, и еще была пересадка в Стамбуле... Но бешеной же собаке семь верст - не крюк :)

CHAPTER 1. VILNIUS
С Вильнюсом получилось интересно: на самолете лететь в один конец дорого, автобус я для себя даже не рассматриваю, оставался поезд. Плацкарт до Вильнюса внезапно оказался дороже, чем самолет. Но тут я вспомнила ветку на форуме Винского о том, как уехать в Прибалтику дешево: покупаешь субсидируемый государством билет на поезд до ближайшего к границе города Калининградской области и спокойно выходишь в Литве. Собственно, так мы и поступили: взяв билет до Нестерова, вышли в Вильнюсе без каких-либо проблем.

Как приличный турист, я купила путеводитель по Вильнюсу, причем путеводитель от Афиши, где подробно, на 100 страниц, и довольно интересно расписано все-все-все. Начала читать его еще дома, и у меня сложилось впечатление, что город пусть и небольшого размера, зато плотно застроен, и на центр придется потратить все два дня. Вышли из квартиры, вошли в старый город, я мужу показываю карту и говорю: "Сейчас мы пройдем вот этот район и, если не очень устанем, то еще вот этот обойдем". Но сначала нужно было поесть, и идем мы такие, высматриваем кафешки, проходит минут 7, и мы упираемся в замок на горе. Я в ступоре: "Эээээээ... Это же противоположный конец города, судя по моей карте." В общем, центр проходится насквозь за 10 минут медленным шагом; чтобы осмотреть его, достаточно 2-3 часов, но никак не двух дней.

1.


Вход в старый город - ворота Зари:


2.

Вообще город местами выглядит довольно грустно, в центре много зданий, нуждающихся в реставрации, но это его совсем не портит, а даже придает какой-то душевности. Я часто вспоминаю вылизанный центр Братиславы и невольно сравниваю его с египетскими отелями, где все ровно, красиво, по линеечке, но если присмотреться, то можно увидеть, что плитка на самом деле не плитка, а выдавленный на бетоне узор в виде плитки. А Вильнюс какой-то живой и настоящий. На улочках много маленьких милых деталей:

3.

Колокольня кафедрального собора Станислава и Владислава изначально имела один ярус и была оборонительным сооружением, но позже над ней надстраивали новые ярусы, а в конце концов и купол, в разных архитектурных стилях. О, а еще на соборной площади стоит очень смешной памятник князю Гедимину. Афиша пишет: "Странная поза князя - он идет, вытянув руки вперед и держа меч за лезвие, - вместе с низкорослостью скакуна заслужили всей композиции народное прозвище "пьяный Гедимин и пони". Сфотографировать его не получилось, но поверьте: это правда смешная скульптура, князь как будто сильно перепил или вообще он - зомби. Неимоверная милота :)

Вплотную к соборной площади подходит парк, разбитый на берегах реки Вильни, больше напоминающий дикий лес; такой внезапный уголок нетронутой природы в самом центре города. Выводит этот путь к костелу святой Анны. Афиша пишет: "...по распространенному преданию, Наполеон, будучи в Вильно, высказал желание "поставить Святую Анну на ладонь и перенести в Париж". На фоне виленского барокко костел смотрится немного чужеродно, но тем и примечателен.

4.

Просто граффити в старом городе. Со стрит-артом в Вильнюсе все совсем хорошо: его много, он разный, он спорный, но всегда интересный.

5.

Новый город (а точнее, его парадная часть) раскинулся по обе стороны от двухкилометрового проспекта Гедимина. Два километра, ну :) Где-то в начале проспекта прячется между домами национальный драматический театр с украшающей его фасад скульптурной композицией "Праздник муз". Я мимо этих тетушек ходила туда-сюда и не могла насмотреться: ну очень хороши. Мне они напомнили скорее католических монашек, чем муз, но потом мне сказали, что они похожи на бабушку Маргери Тирелл из "Игры престолов", и таки да! Одно лицо же:

6.

Новый квартал на противоположном от старого города берегу реки Нярис. И новая архитектура по первому впечатлению движется в верном направлении. Не Берлин, но очень достойно, по-моему.

7.

Пустые торцы домов за пределами исторического центра отданы художникам. Я не знаю, местные это рисуют или нет; по заказу города или нет. Но выглядит это очень хорошо и не скатывается в рекламу национального авиаперевозчика и призывам сдавать нормы ГТО, как в Москве :(

8.
Вильнюс хороший. Он маленький и уютный, в нем мало людей, мало машин, много зелени. Про него даже не скажешь "бедненько, но чистенько": грязненько. Но это как-то совсем не мешает. Смотришь на покосившиеся дома района Ужупис (попытка создать независимую республику то ли для рабочих, то ли для богемы; попытка не удалась, но конституция, выгравированная на нескольких языках на металлических пластинах, занимает почетное место у центральной площади и служит приманкой для туристов) и принимаешь их такими; не хочется отмыть и заштукатурить. Хорошее получилось дитя у средневекового княжества и постсоветской столицы.

CHAPTER 2. ISTANBUL
В Стамбуле у нас была остановка почти сутки. Начать нужно с того, что я решила провернуть еще одну аферу и экономии ради, и интереса для. По правилам авиакомпании, если стыковка между рейсами дольше 10 часов, то она предоставляет бесплатный отель. Конечно, я внимательно читала отзывы; из них я вынесла, что Turkish заселяют в пять отелей, четыре из которых находятся в центре, а один - в аэропорту. Нам подходили все варианты, так что я, не раздумывая, отдала паспорта на hotel desk и села ждать. Первые сомнения закрались, когда мы ехали из аэропорта на корпоративном автобусе уже полчаса, а город так и не появлялся. Зато мы увидели море: "Так, стой, в прошлый раз море было с другой стороны! Куда мы едем?!" Нас привезли в 5* отель в 40 километрах от Султанахмета, в два раза дальше, чем аэропорт, в район Бейликдюзю. Я даже не думала, что Стамбул настолько большой!

Короче, просить отель у авиакомпании было неправильным решением №1. Неправильным решением №2 было ехать оттуда в центр. Оказывается, для этих целей у них есть отдельный вид транспорта - metrobus. И вместо того, чтобы побродить по нашему модному району и прогуляться по соседнему супер-огромному торговому центру Marmara Park, в который все люди специально едут из центра, мы взяли и поехали в центр. Полтора часа до Галатского моста >< Путь обратно был еще сложнее, было очень много людей... Мне было очень больно, страшно, я не ела 12 часов, меня тошнило и я просто отключалась. Неправильное решение №3 - подняться на Галатскую башню. Я боюсь высоты и знаю об этом; я так и не вышла наружу, ну хотя бы муж пофотографировал. 

9.

Открыточные виды неизменно прекрасны; неизменно прекрасны и котики, которых тут все так же любят.

10.

Сначала ложка меда: есть в Турции один огромный плюс - Turkish Airlines: это лучшая авиакомпания из всех, которыми я летала. Я даже изменила себе и впервые в жизни выпила в полете, потому что было полное ощущение, что ты ресторане: очень вкусная еда, очень хороший алкоголь, очень продуманы всякие мелочи (вроде "хотите молоко к кофе или сливки?";), а стюарды, раздающие рахат-лукум на взлете - это вообще мимими :3 Кстати, у нас на одном плече была женщина-пилот *ужасающийся смайл*. Молодцы они, в общем.

11.
Все, больше ничего хорошего я не могу сказать про город, особенно после доброго Вильнюса. Стамбул показался адом. Можно сколько угодно кокетничать, говоря про стык Европы и Азии, но Стамбул - это азиатский город, город не для людей. Жаркий, шумный, с широченными дорогами, дикими пробками, огромным количеством людей, за пределами исторического центра он спланирован так, чтобы уничтожать личность: огромные пустыри, точечная застройка небоскребами, серость, камень, никаких парков и общественных пространств, никаких даже тротуаров. Центр, может быть, хорош, но его не получается рассмотреть за бесконечным потоком людей. Жарко, шумно, тесно. Некачественно и дорого. Всем наплевать: плати и уходи. А потом туристический сезон проходит, ты снова становишься дорогим гостем, тебя ведут за руки и угощают халвой. В Стамбул - только с ноября по март.

CHAPTER 3. LISBON
Улетали в Лиссабон с огромным облегчением; из +30 в блаженные +22. Заселение в апартаменты было эпичным. Приземлились, списались с хозяином квартиры, приехали на метро в центр, поискали нашу улицу, уточнили еще у официанта из ближайшего ресторана, верно ли мы пришли: да-да, верно. Звоню Бернарду, говорю: мы тут. Он такой: "Я стою у входа, вас тут нет, вы куда-то не туда приехали". Блин... Пошли спрашивать у полицейского, он отправил нас на соседнюю улицу, там этого номера дома нет, я пошла у каких-то парней спрашивать, они гуглили-гуглили и в итоге нашли нужный адрес, мы туда приходим - никого нет. Покрутились, потыкались туда-сюда, заловили прогуливающуюся мимо пару в возрасте. Мужчина предложил: "Давайте мне номер вашего домовладельца, я ему позвоню". Звонит ему, начинает объяснять, что мы его ищем, возникает какое-то недопонимание, он спрашивает, как меня зовут, в разговоре раз 10 повторяет мое имя, и мы такие: ну блиииин, что там еще?! В конце концов он открывает нам дверь во двор, проводит к лифту, лифт открывается, из него выходят Бернард и молодая пара, смеются, обнимаются, прощаются. Мы в недоумении. Бернард, чуть не плача:

- Ребята, вы не поверите! Я стою на балконе, жду вас, вижу - идут парень с девушкой с чемоданами. Я кричу с 7 этажа: "Дарья!" - и машу рукой. Они на меня смотрят, кричат "Хэллоу!" Я им: "Поднимайтесь на 7 этаж!" - а они такие: "Ок!" Я им начинаю показывать квартиру, рассказываю все, показываю, как чайником пользоваться, где сковородки лежат, и вот уже выписываю им квитанцию и спрашиваю: "Ну а как там вообще дела в Москве?" - а девушка мне в ответ: "А я не была в Москве". И тут я понимаю, что что-то не то, потому что я жду Дарью из Москвы. "Ну Вы же Дарья?" - "Да, я Дарья", - "Дарья из Москвы?" - "Нет, Дарья из Парижа". Пауза. "Так подождите, значит, Вы не та Дарья! Зачем вы поднялись?" - "Ну Вы позвали, мы и поднялись. Мы только прилетели из Парижа, шли и искали наши апартаменты, а тут вы кричите мое имя, ну вот и..."

Это было отличным началом путешествия по Португалии, по-моему. После тяжелого Стамбула мы решили весь день не напрягаться и просто погулять по окрестностям без фотоаппарата, поискать кафешки и магазины, послушать уличных музыкантов и все такое. И это было верное решение, но я только в конце поездки осознала простую истину: чем меньше ты спешишь, тем больше успеваешь. В Португалии нельзя бегать и напрягаться, нужно вытекать утром из дома и плыть по течению. Ни в Италии, ни в Испании у меня такого ощущения не было, а вот здесь прям как будто Вселенная тебя намеренно тормозит, когда слишком сильно разгоняешься. Это не мой темп, конечно, мне так сложно; но и южные страны и южный климат - это тоже не мое. Зачем я вообще поехала в Португалию? А кто знает :)

12.

Рельеф в Лиссабоне нечеловечески сложный, поэтому в центре есть три фуникулера и даже... лифт оО Мы прокатились только на одном фуникулере, да и то - потому что не было сил идти в гору; но туристы прям в очередях стоят. Этот малыш - фуникулерчик Бика с самым красивым видом, на реку Тежу. Афиша пишет: "...выясняется, что улочка с рельсами сплошь состоит из баров /.../ Становится даже страшно за один из вагончиков Бики, который вечером застывает на верхней площадке, хотя на самом деле никто Бику не обижает - максимум облокотится какой-нибудь не держащийся на ногах англичанин с пивом." А еще bica - это "эспрессо" по-португальски ^^

13.

Меня в последнее время сильно увлек стрит-арт, а после Вильнюса ожидания были завышены. Оказалось, что в Португалии этим в принципе не особенно увлекаются, и в плане новой архитектуры у них тоже все очень сдержанно.

14.

Сильно впечатлила растительность в городе. Мы забрели в парк Эштрела, обычный городской сквер, и еле подобрали челюсти. Таких странных и необычных цветов и деревьев мы не видели и в ботанических садах, а здесь это просто растет на улице. Такое ожидаешь от другой части света, но никак не от европейской Португалии. А еще очень порадовало, что в парках много уток (да, мы уткофилы XD), причем они ведут себя по-хозяйски, ходят по дорожкам, спят на газонах. В Порту мы вообще на петухов в заброшенном парке наткнулись. И птицы совершенно не стесняются размножаться, мы стоооолько утяток видели, половину поездки сюсюкали ^^ Один выводок даже в фонтане поселился.

15.

16.

17.

Афиша пишет: "Округа издавна славилась почвой, в которой мог прорасти и воткнутый карандаш". Меня вот засасывает фикус баньян. Я привыкла, что южные фикусы отличаются от тех, что растут у нас в горшках, но чтобы настолько...

18.

Центр Лиссабона делится на несколько районов, которые условно можно разделить на тесные древние и торжественные новые, а еще есть что-то среднее между ними. Они сочетают в себе историческую застройку и относительно просторные улицы и они мне нравятся больше всего, а еще в них меньше всего людей. Это район Лапа (Лапа ^^):

19.

В первый вечер в сумерках мы наткнулись на аллею цветущих деревьев, и ощущение было такое, будто мы попали на другую планету: облака сиреневого дыма на фоне закатного неба, причудливые формы ветвей и ни одного листика. Это, как оказалось, жакаранда. Я ее никогда раньше не видела даже на картинках и почему-то не встречала ни в путеводителе, ни в отчетах по Португалии. Как оказалось, это что-то вроде акации с похожими листьями и семенными коробочками, а цветы ужасно липкие (неприятно ходить по тротуарам там, где эти деревья цветут) и пахнут... бездомными XD

20.

Район Белем, почти что пригород. Афиша пишет: "Чтобы понять, что эта лиссабонская окраина значит не для города даже, а для всей мировой истории, мысленно сотрите с берега Тежу монументы, площади и парки - пятьсот с лишним лет назад он был пуст. И попытайтесь себе представить, как переворачивалось сердце у тех, кто видел уходящие отсюда громадные и легкие нау Васко да Гамы - инженерное чудо тогдашней Португалии: толстобрюхие рыбины в белых парусах с алыми крестами. Морские экспедиции по тем временам были чем-то вроде космической программы середины XX века: дорого, рискованно, на пределе научно-технических возможностей эпохи, но на выходе - полные трюмы диковин и карты далеких земель, залог будущего богатства и процветания. Перед вами - порто-Байконур, запуски с которого, пусть и ненадолго, сделали Португалию царицей мира". Разбавляя пафос, упомяну, что еще здесь придумали прекрасные пироженки паштель-ди-ната :)

Скульптуры коней в фонтанах; в одном из этих фонтанов и живет выводок утят:

21.

Белемская сторожевая башня, построенная в стиле мануэлино - португальского ренессанса - и напоминающая праздничный торт. Попасть в башню можно по деревянным мосткам; в прилив смотрится здорово. Мы не стали стоять очередь... Мы вообще никуда не заходили, чтобы не стоять в очередях: я так боялась потерять лишние полчаса времени, что многое упустила, похоже :(

22.

Но, конечно, против ботанического сада я устоять не могу. Снова наш друг фикус баньян, а за ним какое-то совсем жуткое дерево, похожее на паука:

23.

Азулежу... Ох, я столько распинаюсь про Португалию, а еще ни слова не сказала про азулежу :) Плитка азулежу стала первым впечатлением. О, это такое разнообразие цветов и узоров! Правда, через пару дней понимаешь, что узоры часто повторяются, и в городе есть 10-15 самых популярных мотивов, которые попадаются на каждом углу; но все равно всегда глаз цепляется за что-то новое. Говорят, что здания облицовывают керамикой из-за климата: влажность и постоянный ветер с океана очень быстро разрушают фасады, а азулежу к этому делу устойчива. Но используется она не только для фасадов, но и как элемент декора (хотя эта функция отчетливее видна в Порту).

24.

Один вечер мы ушатали на доки и мост 25 Апреля (имя дано по дате революции). Ох, эти промзоны, депо и мосты! Легкие ажурные металлоконструкции, все такое изящное:

25.

Не могу отделаться от Маяковского: "Я горд вот этой стальною милей, // живьем в ней мои видения встали — // борьба за конструкции вместо стилей, // расчет суровый гаек и стали". Этот прекрасный красный гигант... ну он просто прекрасен, я не знаю, что еще сказать. И он действительно огромный; когда стоишь у подножья его опор, понимаешь его истинный размер, когда смотришь издалека - нет.

26.

Вторая фотография - площадь Россиу с фирменной брусчаткой, выложенной в форме волн. Вообще весь город вымощен брусчаткой; это красиво, но она такая скользкая... В дождь по ней, наверное, сложно ходить.

27.

Только на третий день мы добрались до района Байша - самого-самого центра. Я сознательно оттягивала этот момент, боялась людей, жары, шума. Это как наш старый Арбат, центр притяжения туристов. В него легко попасть и тяжело выбраться: в три стороны от него начинаются холмы, с четвертой стороны - река. О, я ведь и про землетрясение ничего не написала! 1 ноября 1755 года Великое землетрясение практически стерло с лица земли Лиссабон, и его отстраивали заново. Руководил всем этим советник короля Жозе I маркиз Помбал, фактически и правивший страной в этот период, злодей и гений в одном лице, выведший страну в эпоху Просвещения сквозь кровь и слезы. Говорят, что он пытался слепить из Лиссабона Лондон, поэтому и не ощущается здесь Португалии. Зато - внезапно - мне почудился Будапешт :)

28.

29.

Руины церкви монастыря Карму, разрушенной землетрясением. Купол обвалился во время первых толчков, погребя под собой прихожан. Его не стали восстанавливать, он так и стоит печальной доминантой.

30.

Я где-то там наверху писала, что в городе есть лифт. Честно говоря, я такую фигню вижу впервые. Смотрела на фотографии и не понимала, в чем его смысл: кажется, что он ведет в никуда. Но нет, сзади есть галерея, по которой проходишь прямиком к монастырю Карму. Мы первый раз вообще увидели этот лифт с обратной стороны, проходя мимо одной из его опор, было странно. Строил лифт ученик Эйфеля, поэтому он и похож на Эйфелеву башню :) Готика в чугуне - это, конечно, красиво. Мы на лифте так и не прокатились, но на смотровой площадке все же побывали: просто зашли в галерею сверху.

31.

Площадь Комерсиу, неуютная центральная площадь, обрамленная с трех сторон ансамблем из желтых зданий, четвертой выходящая к реке. Памятник амбициям маркиза Помбала.

32.

Минутка азулежу:

33.

Район Алфама, самый древний из оставшихся, переживший землетрясение, - это город на горе, построенный не то маврами, не то римлянами, не то всеми понемножку. Афиша пишет: "Возможно, главная достопримечательность Алфамы /.../ - сама паутина улиц бывшего мавританского города, лежащего на склоне холма под стенами крепости. Этот хаос, кажется, был специально придуман на случай вражеской атаки: пусть супостаты с боем врываются в этот лабиринт - и что дальше, будут узнавать у прохожих верное направление?" Я насмотрелась подобных кварталов, муж вообще такое не любит, поэтому Алфаму мы пробежали быстро. На верхнем фото слева - алфамский дом, на фото снизу слева - алфамский трамвай (трамваи - это символ города, они все такие желтенькие и как будто старые, но на самом деле это по большей части стилизация под старину). И почему-то прилипла фотография монастыря Жеронимуш из Белена...

34.

Национальный пантеон. Странно, что такой грандиозный собор находится практически на отшибе, за пределами старого города, а не в Байше. А еще это национальный долгострой: начатый в 1682 году, он был накрыт куполом только в 1966. В португальском языке есть идиома "работы над Санта-Энграсией", "что примерно соответствует русскому долгострою, только еще безнадежнее" (Афиша).

35.

Поскольку Алфама расположилась на горе, из этого района открываются отличные виды на город. С другой стороны, в Лиссабоне они открываются чуть ли не за каждым поворотом благодаря рельефу. Вид на Байшу; выделяется разрушенная церковь Карму:

36.

А тут у нас котики и кактусы из района Принсипе-Реал. Самое забавное, что позже в Порту мы видели открытку с этим самым балконом и этими самыми котиками. Похоже, местная достопримечательность.

37.

Еще один вечер выделили на еще один почти пригород: Парк наций. Ну я не могла такое пропустить: целый новый современный район с интересной архитектурой, у воды, эдакая Медиагавань (верните меня в Дюссельдорф, хлюп). Вокзал Ориенте (у нас бы его назвали ТПУ Ориенте, бгг) проектировал испанец Сантьяго Калатрава. Я его знала скорее по его изящным струнным мостам, и тем удивительнее было оказаться в здании , построенном из массивных бетонных ребер. Внутри было темно для фотографий, так что есть только фасады (да и те лучше было фотографировать после заката, когда включают подсветку). Верхний ярус - ж/д пути - похож на лес из стальных деревьев, а само трехэтажное тело строения - на скелет кита с бетонными ребрами: заходишь и чувствуешь себя Ионой, проглоченным китом. Это такое интересное сплетение простых природных форм, современных материалов и сложных инженерных идей, что не восхититься нельзя. Строению почти 20 лет, а выглядит оно до сих пор футуристично. Никаких украшательств, никакой отделки - только сталь, голый бетон и стекло, а при этом пространство очень уютное, в нем хочется находиться.

38.

39.

И снова, ничего не успевая, мы толком не рассмотрели все интересности парка. Он как-то хитро спланирован: то вода, то дамба, то снова вода, то какая-то дорожка. Заигрывают с рекой :) Прокатились на канатной дороге, посмотрели сверху.

40.

Сайт парка обещал обилие арт-инсталляций, но, как я уже писала, в Лиссабоне с артом довольно расслабленно. Но какие-то интересные мелочи все равно есть: лавочки, маяки, бассейн с тропинкой из камней, каменный "бумажный" кораблик. Архитектура тут тоже в основной массе немного ээээ... Но в целом все складывается в приятную картину. На фотографии справа снизу виден кусочек моста Васко да Гамы, самого длинного в Европе: чуть больше 17 км. Ширина реки Тежу в этом месте порядка 9 км; представьте, как это завораживает: стоять у моста и видеть, как он растворяется на горизонте, эдакий мост в бесконечность. На том же фото - башня Васко да Гамы. Все самое крутое (или хотя бы просто большое) в Португалии - имени Васко да Гамы XD

41.

Вид с канатной дороги на Ориенте: сталь, бетон, самолет, вот это все:

42.

На этом заканчивается Лиссабон. Хочется подытожить и написать: "Лиссабон хороший", - но не могу. Он очень сложный, очень разный. Первое, что мы увидели, - это торжественный проспект Либердади с вековыми платанами и коваными павильончиками уличных кафе; в один голос воскликнули: "Это же Будапешт!" Столица бывшей империи, растерявшая величие; именно такие города я люблю. Но потом мы стали потихоньку исследовать районы центра, и каждый следующий был не похож на предыдущий, не похож самым радикальным образом. Лиссабон противоречивый, он может угодить всем: тут тебе и парадные площади, и покосившиеся домишки; и имперские настроения, и атмосфера рыбацкой деревушки. А еще Великие географические открытия маячат на периферии сознания. У меня не получилось сложить все это в одну картину; я честно всем говорю: "Я не поняла Лиссабон". Но не в плохом смысле; на первый взгляд мне очень понравился город, просто не хватило времени, наверное. Понимаю, что вряд ли туда вернусь, и поэтому с самого первого дня я начала впадать в меланхолию: придется расстаться с городом навсегда, не успев им в полной мере насладиться. Позже прочитала о саудаде, "краеугольном понятии португальской культуры и мироощущения" (Афиша), - не имеющем названия в других языках чувстве тоски по несбывшемуся. Оно действительно витает в воздухе, и это настолько мое, что оно прилипло ко мне и не смывается до сих пор :)

CHAPTER 4. SINTRA
Из Лиссабона мы на целый день уехали в Синтру, город-сказку, город дворцов, город, про который лорд Байрон писал: "Презренные рабы! Зачем судьба им // Прекраснейшую землю отдала - // Сиерру, Синтру, прозванную раем, // Где нет красотам меры и числа." Я отнеслась к восторгам скептически, но решила все же съездить в этот город; хотя бы потому, что в каждом втором отзыве о Португалии пишут, мол, Синтра - это лучшее, что есть в стране; на фоне Синтры меркнет все. За один день, конечно, невозможно обойти все замки и дворцы; я наметила только три из них, и мы едва-едва уложились в 8 часов.

Мы решили идти сверху вниз; первым был самый высокий замок - замок мавров IX-X веков постройки. От него сохранились каменные стены, с которых открывается невероятный вид на Синтру. Я не представляю, как мавры строили это все, какие у них были технологии, но масштабы поражают.

43.

Оказалось, что здесь часто бывает облачно, и разочарованные туристы уезжают, не насладившись панорамами, но нам повезло: воздух был идеально прозрачным; я, конечно же, трусливо жалась к камням и вообще осилила только половину периметра стен.

44.

Я, конечно, не могу не фотографировать цветочки :) Насмотрелась на фуксии всех оттенков, а еще наткнулась на странные цветы, которые видела всего один раз, в Дюссельдорфе. Что это за инопланетяне?!

45.

Следующим был дворец Пена, про который Афиша пишет, что он похож на радостный сон Уолта Диснея. "Башни всех форм и размеров напоминают остатки кондитерского пиршества, составленные на одном блюде, чтобы унести в холодильник".

46.

Безумное смешение стилей и ярких красок на первый взгляд кажется ярмарочным балаганом, но начинаешь разглядывать детали и понимаешь, что все это строилось в XIX веке капитально, осмысленно, кропотливо и именно в таких цветах.

47.

Пупырки! Пупырки в стиле мануэлино вообще чувствуют себя в своей тарелке; не украсил дом пупырками - считай, не построил. Тот случай, когда архитектуру хочется потрогать :3

48.

49.

И последним пунктом было поместье Регалейра, принадлежавшее эксцентричному миллионеру, увлеченному мистикой и заговорами. Конечно, дворец сильно уступает другим дворцам Синтры, зато в поместье очень интересный парк с гротами и подземными ходами. Начинаешь с того, что спускаешься на 9 ярусов вниз в колодец посвящения, символизирующий 9 кругов ада (уже хорошо звучит), а потом бродишь в абсолютной темноте по мокрым каменным тоннелям, выходишь то под водопад, то к пруду. Ощущения интересные, но местами прям жутковато.

50.

51.

Из Синтры мы переместились на мыс Рока - смотреть на закат. Природа меня вообще интересует больше, чем замки, а тут еще и самая западная точка континента, фактически конец света, и - океан. Я же никогда до этого не видела океан.

52.

Когда стоишь на скале и смотришь вниз, кажется, что видишь океан в замедленной съемке: волны мееедленно накатывают на берег, мееедленно разбиваются о камни. Такая иллюзия; на самом деле ты стоишь в 140 метрах над водой, а мозг просто не может оценить расстояние и начинает сходить с ума. Хочется сказать, что я почувствовала какое-то "вау!", но я не почувствовала, я просто растерялась, я как будто смотрела на фотографию...

53.

54.

...ровно до того момента, пока мы не спустились вниз, к воде. Я видела фотографии этой скалы, и думала, что она метров аж 6 высотой! Спустилась к ее подножью, и тут поймала то самое "вау!". 30? 40? 60 метров? Я не знаю, сколько, я не знаю, как описать это чувство: я маленькая песчинка, впереди ревет океан, со всех сторон небоскребы, небоскребы, а я маленький такой.

У пляжа Урса красивая легенда: медведица ("ursa" по-португальски) с медвежатами жили здесь, когда земля была покрыта льдом, и после оттепели не подчинились богам, приказавшим им покинуть море, за что были обращены в камень.

55.

Я была не уверена, что мы сможем спуститься к этому пляжу ; он дикий, и к нему нет дороги, можно спуститься только по скалам по протоптанной тропинке. Но мы это сделали! Правда, еле успели выкарабкаться обратно к приезду последнего автобуса. Мне было все равно: не успеем - вызовем такси; телефоны сели - попросим персонал в кафе вызвать нам такси; кафе уже закрыто - ну, пойдем пешком по трассе...

56.

Океан страшен, это такая безумная сила (или я такой безумный трус). Это совсем не то, что море.

57.

58.

Немного организационного про Синтру: если галопом, то можно уложиться в один день; но лучше выделить два дня. И определенно нужно больше времени для мыса Рока: закат - это прекрасно, но хотелось не спешить и помочить ножки хотя бы пару часов, посмотреть на воду (а может - и искупаться: вода не такая холодная, как пугали), так что стоит туда приехать и в первой половине дня. И лучше бы мы взяли машину: по деньгам это вышло бы практически так же, как общественный транспорт, зато сэкономили бы пару часов времени (и мой вестибулярный аппарат) и не привязывались бы к расписанию автобусов. Ох уж это "бы"...

CHAPTER 5. PORTO
И вот я дошла до финальной части путешествия. По опыту я знаю, что энтузиазма мне хватает на два города подряд, а потом уже в голове так много мыслей и впечатлений, что третий город... ну, еще можно впихнуть, но это предел. Порту в маршруте был вообще пятым, так что я собиралась просто пить портвейн и созерцать закаты. У меня даже путеводителя по городу не было! Но все получилось совсем не так: мы много ходили, много смотрели, фотографировали, читали Trip Advisor и снова ходили.

Парадные имперские кварталы соседствуют с рыбацкими кривыми домами района Рибейра:

59.

60.

По городу громыхают деревянные трамвайчики:

61.

Резкие перепады высот позволяют поиграть с пространством и архитектурой: здесь, как и в Лиссабоне, есть фуникулер и лифт, мосты, подпирающие живописные берега. Еще мы встретили такой внезапный образец организации общественного пространства: вырастающие из земли павильоны с модными магазинчиками и обитаемой общей кровлей, засеянной газоном и засаженной деревьями:

62.

Чайки в городе чувствуют себя полновластными хозяевами. Очень смешные парни, совершенно не боятся людей, орут и раздражают всех, жрут из помоек и... лучше под ними не ходить :) Настоящая мафия.

63.

64.

Крылатые левушки плюются водой на фоне церкви кармелитов с грандиозным азулежным панно во всю стену. В Порту азулежу выглядит по-другому: здесь из плиток выкладывают настоящие шедевры, причем используют сине-белую гамму. Я все время по привычке представляла гжель :) Но и обычные плитки для жилых домов тоже в ходу, причем мне они показались разнообразнее и интереснее, чем в Лиссабоне.

65.

А это парадный фасад церкви ду Кармо; она справа, а слева - тоже фасад церкви камелитов, но другой. Между двумя этими церквями вырос самый узкий дом: шириной всего 1 метр, он был построен из-за закона, запрещавшего двум церквям иметь общую стену.

66.

Церковь св. Идельфонсо, еще один азулежный фасад:

67.

Минутка стрит-арта; и здесь его практически нет.

68.

На площади перед ратушей стоит какое-то странное колесо, которое можно покрутить, и золотые пластины, которыми оно облицовано, начинают переворачиваться. Это такая непонятная огромная фигня, мимо которой нельзя просто взять и пройти XD

69.

Этот кусок сахара - дом музыки. Мы к нему не подходили и не заходили в него, но интерьеры легко гуглятся. С удивлением узнала, что и там, среди хай-тека, нашелся азулежный потолок :) Вот не могу сказать, что мне сильно нравится конкретно это здание, но так здорово, что оно есть, что его построили; построили именно его, а не классическую коробку с колоннами. Невероятно, как можно играть с пространством и превращать его в захватывающую инсталляцию.

70.

Мы добрались до океана, но пробежали набережную как-то быстро (кто-то зачем-то позавтракал арбузом, и ему было не до океана :)). Соль, ветер, волны и маяки; говорят, именно тут родилось чувство саудаде, именно отсюда уплывали корабли. Да откуда они только не уплывали в Португалии!

71.

Возвращаюсь к старому городу, району Рибейра. Улочки такие узкие и темные, что ночью туда лучше не заглядывать; ступени вместо дорог, плесень, белье на балконах и босоногие дети - и выглядит это все не пугающе, как в Неаполе, а очень даже дружелюбно. Между крышами маленьких домиков проглядывает гигантский мост Луиша I (он вообще-то Луис, но португальский язык - это сплошное пше-пше-пше; как поляки, ей-богу):

72.

Мы видели птенцов чайки; это такие гаденькие лысые динозаврики XD Противные пятнистые головы, похожие на перепелиные яйца, и по три торчащие из них волосины. Вьют гнезда на крышах жилых домов.

73.

74.

Колокольня Торре-душ-Клеригуш видна на всех панорамных снимках; это самая высокая точка, гиперболически высокая на фоне остальной застройки:

75.

Вид на набережную сверху. Вроде бы, ничего особенного, но так удобно организовано пространство: деревянный пандус, кафешка, лавочка, ступеньки; всего ничего, а притягивает людей:

76.

Виды с моста дона Луиша: на Порту...

77.

... и на Вила-Нова-де-Гайя. Противоположный от Рибейры берег реки Дору формально является другим городом; именно там находятся известные на весь мир винные погреба, именно оттуда родом портвейн, причем производство ушло за пределы Порту, чтобы не платить налоги епископу.

78.

А это сам мост дона Луиша. Его проектировал ученик Эйфеля; есть еще и эйфелевский мост, но в этом деле ученик превзошел учителя. Мост дона Луиша - это главное украшение города.

79.

Еще немного фактурной Рибейры:

80.

81.

Портвейн. Лодки, перевозящие портвейн; винные погреба на заднем плане. Кто попробовал портвейн только в последний день, тот мы. У нас была бесплатная экскурсия с дегустацией, но мы опоздали, а следующую группу ждать не хотелось, так что мы просто выпили по два бокала портвейна :) Я, признаться, вообще никогда его раньше не пила. Не могу сказать, что я в восторге; я не люблю сладкий алкоголь. Но мы взяли себе бутылку подороже и с очень интересным вкусом: как будто настойка на черносливе и грецких орехах, очень явно ощущается. Если в нем нет ароматизаторов, и такой вкус дает действительно купаж виноградов, то - браво производителю.

Лиссабон и Порту часто называют красавицей и чудовищем; часто пишут, что нельзя узнать Португалию, не побывав в двух столицах. Я думала, что Порту будет похож на Неаполь, что он грязный и бедный (чудовище же), а оказалось, что это просто маленький медвежонок какой-то, а не город; он настолько теплый и дружелюбный, неуклюжий, но в него влюбляешься с первого взгляда. Немного запущенный, немного провинциальный, немного слишком простой.

82.

EPILOGUE
По-моему, я вышла на какой-то новый уровень путешествий, и я не уверена, что дотягиваю до него; кажется, пытаюсь прыгнуть выше головы. Хочется узнавать больше, глубже, хочется читать, читать историю городов, понимать характер; хочется обойти все закутки. Я никогда в жизни так не уставала, я приходила домой и пила обезболивающее и парацетамол, потому что у меня болела каждая мышца, каждая косточка. Раньше я не знала, что можно делать в городе 5 дней; теперь 5 дней - это самый минимум. Такой ритм выматывает, но в перспективе он дает такой заряд бодрости и оптимизма, что я ни на что не променяю эти авантюры; да что там, я уже даже новую придумала!

2 комментария:

  1. Дарья, это восхитительно! Вы так здорово и живо всё описали, и с юмором ) Читала, смотрела фотографии и наслаждалась. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое! :) Легко и приятно писать про то, что действительно нравится.

      Удалить